Эксперт. Центр профессиональной оценки
Мы работаем с 9 до 19 часов
Контакты
ЗАЯВКИ НА САЙТЕ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО
 

Оценка для оспаривания кадастровой стоимости

С 01 января 2014 года вступили в силу изменения в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, отраженные в подписанном Президентом РФ Федеральном законе №307-ФЗ от 02.11.2013 года.


Данный закон (c текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: http://rg.ru/2013/11/06/popravki-dok.html) предусматривает существенные изменения в порядке расчета величины налога на имущество юридических лиц.

В частности, для:
  • административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  • нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Максимальные размеры налоговых ставок по налогу на имущество организаций, установленные законами соответствующих субъектов Российской Федерации, не могут превышать:
- в 2014 г. 1,5% (Москва) и 1% (иные субъекты РФ);
- в 2015 г. 1,7% (Москва) и 1,5% (иные субъекты РФ);
- в 2016 г. и последующие годы 2% (Москва) и 2% (иные субъекты).

Начиная с 2016 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам в соответствии с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Органы власти 28 субъектов Российской Федерации приняли решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы
(подробно ознакомиться с текстом возможно на сайте ФНС РФ по ссылке: https://www.nalog.ru/rn50/taxation/taxes/nnifz/).

Объектом налогообложения физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.
Жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
  1. 0,1% в отношении:
  • жилых домов, жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
  • гаражей и машино-мест;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  1. 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
  2. 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.
 
Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Кадастровая стоимость земельных участков и зданий, служащая основой исчисления величины налога на имущество, была определена с помощью методов массовой оценки и не учитывает все особенности одного конкретного объекта недвижимости, по этому, кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости не соответствует её рыночной величине. А ежегодная индексация ещё больше отдаляет их друг от друга.

Зачастую эта разница идёт не на пользу собственнику, ибо завышенная кадастровая стоимость объекта увеличивает налогооблагаемую базу.

Для решения данной проблемы существует институт оспаривания кадастровой стоимости. Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости, осуществляется в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территориях субъектов РФ и судах.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСПАВРИВАНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА:
  • Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (на земельный участок);
  • Копии Правоустанавливающих документов (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, постановления, решения суда и пр.);
  • Копии Правоудостоверяющих/правоподтверждающих документов (свидетельство о государственной регистрации права и пр.);
  • Копия Кадастрового паспорта земельного участка;
  • Справка о балансовой и остаточной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки (для юридических лиц).
При наличии на земельном участке строений, понадобятся копии правоудостоверяющих/правоподтверждающих документов (свидетельство о гос. регистрации) и документов технической инвентаризации (технический паспорт с поэтажным планом и экспликацией).

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСПАВРИВАНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ЗДАНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ И ПР.):
  • Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (на здание, помещение);
  • Копии Правоустанавливающих документов (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, постановления, акты, решения суда и пр.) на здание и земельный участок;
  • Копии Правоудостоверяющих/правоподтверждающих документов (свидетельство о государственной регистрации права и пр.) на здание и земельный участок;
  • Копии Документов технической инвентаризации на здание (технический паспорт с поэтажным планом и экспликацией);
  • Копия Кадастрового паспорта здания и земельного участка;
  • Справка о балансовой и остаточной стоимости здания и земельного участка по состоянию на дату оценки (для юридических лиц);
  • Информация об эксплуатационных расходах (коммунальные услуги, техническое обслуживание, оплата труда, налоги и т.д.), связанных с содержанием объекта недвижимости за предшествующий дате оценки календарный год.
  • Копия Паспорта Заказчика – физическое лицо (разворот с фото + прописка);
  • Реквизиты Заказчика – юридическое лицо (форма анкеты для заполнения юридическим лицом высылается);
  • Контактный телефон для осмотра объекта.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и детального анализа специфики и состояния оцениваемого имущества.

В соответствии со ст. 12 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчету прикладываются их копии!!!

При проведении оценки специалисту необходимо будет осмотреть и сфотографировать оцениваемое имущество.

КАК ОСПОРИТЬ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

Кадастровая стоимость земельного участка - это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обязанность использовать внесудебный порядок урегулирования такого спора законом не предусмотрена, в связи, с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд, минуя комиссию. Однако рекомендуем сначала обратиться именно в комиссию (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Порядок внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению таких споров рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением.

Комиссия формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, - пять лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Для обращения в комиссию составляется заявление. В нем нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

К заявлению необходимо приложить (ч. 16 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ):
  1. Кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  2. Нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;
  3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
Чтобы подтвердить это основание, вы вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости (им может быть министерство имущественных отношений, управление государственного имущества в субъекте РФ, иной орган власти субъекта РФ, а в некоторых случаях - орган местного самоуправления) и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости. Указанные сведения вам должны предоставить в течение семи дней с даты поступления запроса;
  1. Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;
  2. положительное экспертное заключение в бумажном и электронном виде в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, - в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии.
Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях (п. 15 Порядка):
  • если отсутствуют вышеперечисленные документы;
  • нарушен срок подачи заявления;
  • величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.
Шаг 2. Примите участие в заседании комиссии и (или) дождитесь ее решения.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - месяц с даты поступления заявления в комиссию. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить, и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (ч. 19, 20 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ;п. п. 16, 17 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом, о чем уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления.

Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также уведомляет территориальное управление Росреестра и кадастровую палату субъекта (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ; п. 21 Порядка).

Порядок судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости или если вы не оспаривали кадастровую стоимость в комиссии, можно обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте административное исковое заявление и подготовьте необходимые документы.

В административном иске могут содержаться следующие требования (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28):
  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или об изменении его кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (т.е. требования о пересмотре кадастровой стоимости);
  • об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии.
В зависимости от заявленных требований будет различаться порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости будут рассматриваться по правилам гл. 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ.

Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ):
  1. Наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
  2. Наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
  3. Наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).
По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления N 28);
  1. Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
  2. Основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;
  3. Сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения - если такое обращение подавалось;
  4. Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать (п. п. 5, 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ):
  1. наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;
  2. нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить, в том числе следующие документы (ст. 126, ч. 2, 3 ст. 246, ч. 3 ст. 220 КАС РФ; п. 11 Постановления N 28):
  1. Уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
  2. Кадастровую справку о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;
  3. Нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;
  4. Документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  5. Документы и сведения, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается из-за наличия указанных ошибок;
  6. Отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  7. Положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка установленным требованиям в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;
  8. Решение комиссии (при наличии);
  9. Квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб. (пп. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ; п. 30 Постановления N 28);
  10. Удостоверенную нотариально или в ином надлежащем порядке доверенность на представителя, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, - если административное исковое заявление подает представитель (ч. 1 ст. 55, ч. 4,5, 8 ст. 57 КАС РФ);
  11. Иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.
Шаг 2. Обратитесь с административным исковым заявлением и комплектом документов в суд.

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения (например, в Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20ч. 1 ст. 22ч. 2 ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления N28).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки:
  • не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ);
  • в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, - в случае оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии (ч. 1 ст. 219 КАС РФ; п. п. 4, 8 Постановления Пленума ВАС РФ N28).
Шаг 3. Примите участие в судебном заседании.

По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев, а заявление об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - в течение месяца (ч. 1 ст. 247, ст. 141, ч. 1 ст. 226КАС РФ).

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).

После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановления N28).

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона N135-ФЗ).

Обратите внимание!

Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь, стоимость которой в зависимости от сложности дела и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде может потребоваться нотариальная доверенность на представителя (ч. 5 ст. 57 КАС РФ; ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ). Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст. 112 КАС РФ).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - www.rosreestr.ru

 
 
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
КОЛПАКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
МО, г. Балашиха, мкр-н Ольгино, ул. Жилгородок, д. 5А, пом. XIV